Блог – Страница 3 – Healthy voice

Блог

Клип Опера 2 в исполнении Дарьи Задорожной (Cover Vitas Opera 2)

Знаменитая песня Витаса «Опера 2» в исполнении моей юной ученицы Дарьи Задорожной. Детский голос в этой песне звучит не менее интересно. Здесь Даше всего 10 лет, но все высокие ноты ей под силу. И клип получился очень атмосферным, на мой взгляд.

А как вам это видео?

I feel good (cover) в исполнении Ярославы Босовой

С песней “I feel good” моя ученица Ярослава Босова заняла 1 место на международном музыкальном конкурсе в Молдавии. Я безумно горжусь Ярославой, её умениям и талантом. Девочка легко и виртуозно берет высокие ноты.

Human (cover) в исполнении Юлии Файзуллиной

https://youtu.be/tphO3oK17lY

Я очень люблю этот толстый, низкий голос Юли, с характерным узнаваемым тембром. Любая песня в её исполнении становится уникальной. Собственный уникальный стиль – то, чего не могут добиться годами многие исполнители, но у Юли он определенно есть. И песня Human очень подходит для её прекрасного низкого голоса.

В вокальном обучении я стараюсь подчеркнуть индивидуальность каждого студента, не навязывать ему манеру пения. Петь можно в разных жанрах. Каждый мой ученик может выдавать своим голосом разные выкрутасы, причем сохраняя здоровье голоса. Я обожаю это творчество. И по-настоящему наслаждаюсь нашими результатами.

Русь (кавер) в исполнении Ярославы Босовой

Моя юная ученица Ярослава Босова исполняет патриотическую песню “Русь”. Несмотря на свой возраст, у девочки уже очень сильный и красивый голос, а слова песни не могут оставить равнодушными.

Say something (cover) в исполнении Ангелины Босовой

Эту песню хочется переслушивать снова и снова. Она завораживает. Красивая музыка, трогательные слова и прекрасный голос исполнительницы!

Здесь Ангелине всего 17 лет, но как она смогла прочувствовать эту песню, как она красиво поет! Каждый раз наслаждаюсь её эмоциональной подачей и радуюсь, что могу работать с такой драгоценностью. А вас тронула эта песня, голос Ангелины?

О методе CVT

Я общалась со многими российскими выпускниками-вокалистами разных поколений, которые закончив профессиональные учебные оставались неудовлетворенными качеством своего вокального мастерства.

Почему так происходит? По моему скромному мнению, проблема в отсутствии реально работающих и полезных для здоровья вокальных методов у педагогов и гонка за выполнением планов и программ ради итоговой аттестации.

Я сама много лет искала решение этой проблемы и увидела в его методе Complete Vocal Technique (CVT).

В чем отличие CVT от традиционного отечественного метода преподавания?

В CVT у преподавателей «нет своего собственного вкуса», то есть, не зависимо от того стиля, в котором я люблю и предпочитаю петь, я должна научить вас петь так, как вы этого хотите.

Когда мы начинаем заниматься на практике, первый вопрос, который задает педагог CVT своему ученику: «что ты хочешь изменить в своем звуке? Какая проблема тебя беспокоит?».

Это переворачивает все традиционное вокальное обучение. И если вы хотите подходить к вокалу со стороны решения конкретной вашей проблемы, то преподаватель CVT знает, как это исправить и решить. Если вы готовы менять себя и сосредоточенно работать, то даже первые 10 минут занятия совершат переворот в вашей вокальной технике. Потому что методы приносят мгновенный результат. 

Еще немного о методе

Метод Complete Vocal Technique появился около 30 лет назад в результате многолетних исследований вокального педагога и певицы Cathrine Sadolin во главе с фониатром – доктором Julian McGlashan. Катрин имеет более чем 30-летний опыт работы в качестве певицы, учителя пения, писателя и исследователя в Копенгагене, Дания. Джулиан МакГлашан был ларингологом-консультантом и хирургом головы и шеи, работая в многопрофильной команде с 1996 года в Ноттингеме, Великобритания. Катрин Садолин и Джулиан МакГлашан сотрудничают с 2006 года, проводя исследования певческого голоса.

Благодаря этим поискам, совместно с исследователями, фониаторами, появилась целая система, благодаря которой возможно научиться петь здоровым способом любой известный человеку звук: от классики до экстремального рока. Был исследован каждый возможный звук человеческого голоса. С помощью ларингоскопа команда исследователей слушала звуки, наблюдала за происходящим в гортани, за состоянием голосовых складок и форме внутри гортани во время исполнения того или иного режима, эффекта.

Уникальность метода заключается в его понятной структуре: вокалист, умело пользующийся системой метода может все двери в мир музыки и извлечь любой желаемый звук здоровым способом. В CVT  у каждого звука есть четкое обозначение, название и человек знает, что и в какой момент ему надо сделать для достижения этого звука.

О режимах

Названия, которые нам известны, как Neutral, Curbing, Overdrive, Edge – это имена, которые дала Кэтрин режимам в результате этих исследований. Каждое название не случайно, в них отражается характер звука.  при использовании в различных комбинациях они охватывают все музыкальные стили от классики до тяжелого рока.

  • Neutral: неметаллический режим, разновидность мягкого звука.
  • Curbing: это уменьшенный металлический режим со сдержанным характером.
  • Overdrive: полностью металлический режим с чистым, светлым и кричащим характером.
  • Edge: полностью металлический режим с четким, пронзительным и резким характером. В нем много отчетливого твэнга.

У каждого из нас есть все эти 4 режима. Некоторые используют определенные режимы больше, чем другие, но у всех нас они есть.

Возможно, вы не работали с некоторыми режимами в течение длительного времени и вам может казаться, что этот режим исчез из голоса или или его у вас просто нет, но это не так! Режимы всегда остаются и могут быть натренированы, если мы хотим использовать их.

Практически ни одна песня не поется одним конкретным режимом. В большинстве случаев мы чередуем их, и именно это создает наш уникальный неповторимый стиль.

Каждый из них имеет свои преимущества, недостатки и ограничения. Например, Overdrive нельзя пользоваться в верхнем участке диапазона (женским голосам выше ре 2 октавы), это опасно для здоровья голоса. Если вы хотим спеть мощно-громко, нам не следует выбирать Neutral или Curbing. К тому же, женские и мужские голоса имеют индивидуальные ограничения использования режимов по диапазону.

Для чего нам нужно знать эти режимы?

У каждого режима есть свои правила, они специфичны. И когда мы подчиняемся им, мы можем петь все, что нам захочется. Если мы им не подчиняемся, то попадаем в неприятности.

Каждый вокальный режим очень разнообразен, с богатой палитрой красок. Для того, чтобы получить полную картину, что такое вокальный режим и научиться их исполнять, нужно учиться, а я с радостью помогу вам в этом.

Как вас учили и учат петь?

Сегодня вашему вниманию предлагаю перевод статьи из американского научного журнала о голосе и пении.

«Многие преподаватели пения обучают студентов так же, как и они сами когда-то были тренированы. Модель «мастер / ученик» хорошо зарекомендовала себя на протяжении веков, особенно она эффективна для тех учеников, чьи голоса похожи на голоса их педагогов. Но когда учителя сталкиваются с другим типом голоса (не говоря уже о растущей потребности в обучении современным стилям пения наряду с классической техникой), эта модель не является оптимальной.

У нас многовековые богатые педагогические традиции, но нежелание учиться на достижениях науки замедлило прогресс в нашей области. Как мы можем опираться на наши богатые традиции, а также смотреть вперед в своей практике? Мы считаем, что наука предлагает нам инструменты для обогащения наших традиций, но эти инструменты не лишены трудностей и противоречий.

Педагоги вокала, которые относятся к науке с долей скептицизма, спрашивают: «Чем это полезно?» Даже преподаватели вокала, проявляющие интерес к науке, справедливо спрашивают: «В чем практическое применение науки о голосе?» и «Где я могу легко и недорого найти эти инструменты?» Этот последний вопрос очень важен, так как многие учителя вокала приравнивают науку о голосе к дорогостоящему лабораторному оборудованию, которое требует глубоких знаний физики и акустики.

Даже те педагоги, которые хотят продолжить обучение в области научной вокальной педагогики, могут не иметь базового опыта или ресурсов времени или денег для этого. Учитывая эти ограничения, неудивительно, что наука продолжает играть ограниченную роль в обучении с помощью голоса, что весьма прискорбно, особенно с учетом великих научных достижений последних тридцати лет.

Учителя, исповедующие то, что можно назвать «научно-обоснованной» педагогикой, считают, что обучение пению должно основываться на фактах, а не на выдумках. К счастью, наиболее полезные для певцов физические факты (такие как расположение и функции некогда мифической диафрагмы) не только бесспорны, но теперь и более доступны, чем когда-либо прежде, благодаря Интернету.

Научно-ориентированная голосовая педагогика – это развивающаяся область, как и сама голосовая наука. Истоки обоих обычно относят к тому историческому моменту, когда знаменитый испанский педагог Мануэль Гарсия II (1805-1906) раздобыл два стоматических зеркала, вставил одно вокалисту в рот, а другое направил под нужным углом, чтобы поймать луч солнечного света, открывающий чудо человеческих голосовых складок.

Впоследствии он опубликовал результаты в своей статье «Физиологические наблюдения за человеческим голосом» в Трудах Лондонского королевского общества в 1855 году. Публикация Гарсиа навсегда установила альтернативный научный путь в мире элитного вокализма, который установил физиологию гортани, как первый столп науки о голосе.

Как пояснил музыковед и певец Джеймс Старк, Гарсиа поляризировал всю область всю область вокальной педагогики своим введением ларингоскопа и своими теориями.

Вокальная педагогика Гарсиа стала предметом заботы не только учителей традиционного голоса, но также ученых и врачей. Интерес к науке о голосе среди педагогов рос на протяжении всего двадцатого века. Открытие шведским ученым-вокалистом Йоханом Сундбергом «форманты певца» (особый резонансный кластер, который используют певцы, позволяя им быть услышанными в сопровождении оркестра) прочно утвердил акустику в качестве второго столпа науки о голосе.

Однако педагогика занимается не только тем, что знают учителя, но и тем, как учатся студенты. Парадоксально, что до недавнего времени человеческий разум, система доставки и приемник информации, отсутствовали в наукоемкой педагогике голоса. Вопрос о том, как именно люди учатся, является важнейшим вопросом когнитивной науки. Таким образом, когнитивная наука должна стать третьей опорой научно-обоснованной педагогики голоса. Несмотря на обилие научных фактов (физилогических, акустических, когнитивных), не все такие факты легко усваиваются и применяются без особых усилий.

Авторы надеются, что эта серия статей откроет путь к «научно-обоснованной педагогике голоса» и ее практическому применению в вокальной студии. В конце концов, наука предназначена не только для исключительной группы певцов, обученных науке. Наука для всех нас. По словам доктора Скотта Маккой, «наука никогда не заменит искусство пения и обучения. Но она может информировать искусство, позволяя певцам выступать с оптимальной красотой и вокальной эффективностью с помощью техники, основанной на фактах, а не на принятии желаемого за действительное».

Что такое технология? Самое простое определение – это «набор инструментов». Тем не менее, большинство людей пришли к выводу, что технологии обязательно должны быть цифровыми или электронными. Эта первоначальная статья получила название «Стратегии без использования технологий», потому что представленные инструменты не требуют более продвинутой технологии, чем устаревшие бумага и ручка, хотя при желании можно использовать электронные форматы».

Авторы: David Meyer and Lynn Helding    

Перевод: Юлия Петерс

Это первая часть большой статьи, которая раскрывает проблемы вокальной педагогики на современном этапе. Далее буду представлены следующие научно-обоснованные стратегии обучения пению:

  1. Мотивационное общение с учениками на занятиях;
  2. Постановка целей обучения;
  3. Ведение журнала (описание вокального прогресса и своих наблюдений от занятий).

Авторы предлагают очень интересные инструменты для эффективной работы с вокалистами. Это большой труд – переводить и размещать материал. Но уверенна, моя работа того стоит. Давайте вместе делать вокальную педагогику эффективной и современной.

Проблемы вокальной педагогики и пути решения

Хочу поделиться с вами фрагментом статьи «Motor Learning and Teaching Singing: An Overview» авторов Laura Crocco and David Meyer. В ней даются очень классные инструкции о том, как проводить уроки вокала максимально эффективно, используя методику «двигательного обучения» (или «моторного»). Исследования в области двигательного обучения предлагают основанные на фактах принципы для улучшения преподавания и обучения.

Вот некоторые тезисы для размышления:

🔹 Многие из нас учат так, как сами были обучены. Это может пригодиться студентам, чьи голоса похожи на наши, но как часто это происходит? Студенты привносят огромное разнообразие в наши студии и часто хотят петь так, как мы сами не пели. Наша профессиональная этика требует, чтобы мы служили всем нашим студентам в меру своих возможностей

🔹 Текущее обучение пению в основном ориентировано на учителя. На первый взгляд это кажется логичным; учитель – эксперт, а ученик – ученик. Однако модель вокального обучения, ориентированная на учителя, может создать нездоровую или непродуктивную динамику, которая принижает самостоятельность ученика и обучение, вызывая зависимость от учителя, а также последующий стресс и неудовлетворенность обучением.

🔹 Недавние исследования показывают, что учителя тратят гораздо больше времени на разговоры, делясь знаниями на уроках вокала, чем учащиеся поют. Фактически, было обнаружено, что педагоги давали своим ученикам много словесных инструкций, демонстрации звуков и обратной связи, но уделяли удивительно мало времени, заставляя их петь. Аналогичные результаты были получены при анализе других педагогов-музыкантов.

🔹 Даже в самых благоприятных обстоятельствах у учащихся могут возникнуть трудности с развитием художественной независимости и профессионального саморегулирования. Принципы двигательного обучения способствуют самостоятельности учащихся и адаптивному, гибкому подходу к преподаванию и обучению. Это становится все более необходимыми для успешной карьеры в искусстве.

Исследователи выделили принципы этого метода, применение которого делает крайне эффективной вокально-педагогическую работу.

Я считаю эту тему крайне актуальной и важной. И я полностью согласна с вышеперечисленными тезисами. Считаю их проблемами вокальной педагогики на современном этапе.

РЭП – это пение или речь? Давайте разбираться!

Несколько лет назад 2 научных руководителя и профессора University of Utah в Salt Lake City John Nix и Ingo R. Titze проводили различия между речью и пением на акустическом уровне. В результате они пришли к определенным выводам, которыми сегодня я с вами и поделюсь.

Итак:

В речи преобладает артикуляция (разборчивость слов), тогда как в пении разборчивость слов иногда нарушается по эстетическим причинам.

В речи высота, продолжительность и интенсивность варьируются в зависимости от желаний говорящего, чтобы выразить содержание своего сообщения, тогда как в пении высота, продолжительность и интенсивность задаются композитором через его интерпретацию музыкального послания.

В речи акценты предназначены для смысловой ясности, тогда как в пении акценты доминируют над ритмом и размером.

Как правило, речь происходит с более низким уровнем энергозатрат, чем у пения, и в более узком диапазоне интенсивности. Пение имеет более высокий средний уровень интенсивности, чем речь, и имеет более широкий разброс по интенсивности, чем речь.

Как правило, речь происходит при более низком среднем значении частот (Гц), чем пение, и в более узком диапазоне основных частот.

Обычно при разговоре используется лишь небольшой процент жизненной емкости легких (снижается дыхательный объем с каждой произнесенной фразой). Пение использует большую часть жизненной емкости (увеличение дыхательного объема с каждой спетой фразой).

Соотношение длительности гласных и согласных в речи в среднем составляет около 5:1; в пении это значение может составлять до 100: 1 (50 мс для согласной, за которой следует 5-сек гласная)

Joe Wolfe, физик и музыкант-акустик из Австралии, написал статью на аналогичную тему. Он охарактеризовал различия между речью и музыкой в ​​целом, включая игру на инструментах, а не только пение.

Перефразирую его выводы:

В музыке очень желательна точность основной частоты, в то время как в речи часто встречается вариативность частот.

Ритмический компонент классифицируется и не записывается в речи. Точность ритма имеет решающее значение в музыке, но очень вариативна в обычной речи.

Короткие паузы и артикуляционная части взрывных фонем лишь иногда записываются в музыке, тогда как они неявно записываются, если речь представлена фонетическими символами.

Относительно устойчивые резонансы, составляющие инструментального тембра, не записываются в музыке, тогда как форманты, составляющие резонанса устойчивых фонем, записываются и характеризуются в акустической фонетике и речи.

Динамически изменяющиеся и переходные резонансы широко не используются в музыке, в то время как различные резонансы в скользящих и согласных звуках классифицируются и записываются в речи.

Эти описания возвращают меня к характеристике репа.

По разборчивости слов это похоже на пение.

Для сохранения носителя звука (голоса) многие глухие согласные речи переходят в звонкие согласные в рэпе. Это сохраняет непрерывность, но ухудшает разборчивость.

Акценты больше для четкости ритма, чем для смысловой ясности, что также приближает его к музыке.

Что касается основной частоты (высоты звука), то, по-видимому, существуют ограниченные обозначения и предписания, которые помещают ее в категорию речи, а не музыки.

Что касается тембра, я должен признать, что не слушал достаточно рэперов, чтобы определить, основаны ли вариации частотного спектра на чистоте фонового звука или используются ли несколько цветов тона для имитации инструментальных вариаций (иедно-духовые, флейты, струнные и т.д.)

Мой общий вывод, довольно предварительный на данный момент, заключается в том, что рэп – это что-то среднее между музыкой и речью.

Автор: Ingo R. Titze

Перевод: Юлия Петерс

Учитывая все вышесказанное, я тоже больше склоняюсь к тому, что рэп-техника – это что-то среднее между вокалом и речью, но, безусловно, я бы не поставила ее точно наравне с вокальной техникой.

Произносить слова музыкально и ритмично на высокой скорости – это настоящее мастерство, но такое же быстрое и виртуозное пение намного сложнее, ведь к нему добавляются совершенно иные энергозатраты и сложность интонирования.

Как полюбить свой голос

Один из главных секретов успешных занятий вокалом – вдумчивые и регулярные самостоятельные занятия. Потому что даже самый лучший вокальный педагог в рамках урока не сможет восполнить или заменить вашей самостоятельной работы дома.

Что же делать и как правильно заниматься, чтобы домашний тренинг был максимально эффективный?

Во-первых, звуки, которые вы исполняете, должны быть для вас максимально комфортными. Как только вы почувствуете дискомфорт, появится некоторая степень охриплости, першения, усталость в районе шеи, занятия нужно прекратить.

Во-вторых, помните о мышечной памяти. Как только мы несколько раз начинаем повторять одно и тоже действие, формируется мышечная память. Формирование мышечной памяти – это главный аспект вокальных тренировок, потому что автоматизм возможен только при многократном повторении правильных действий. Но могут быть закреплены и ошибки. И исправить их будет гораздо сложнее, чем закрепить «с нуля». Поэтому есть правило «трех ошибок». Следите за тем, чтобы вы не делали больше трех повторений с ошибками. Если это произошло, нужно обязательно что-то изменить или закончить занятие. И, напротив, если у вас получился звук, который вы хотели исполнить, повторите его три раза для закрепления.

Третий совет: доверяйте себе. Ведь только вы знаете, комфортен для вас звук, который вы исполнили или нет. И с ним связан следующий, четвертый совет – пение всегда должно быть комфортным. Однако со стороны это не слышно. Поэтому ориентируйтесь на свои ощущения, а не на советы ваших слушателей.

Пятый совет: упражнения должны быть простыми. Ваша главная цель – не то, что вы поете, а как вы это делаете.

Одним из таких является упражнение twang. Оно поможет вам контролировать вокальное дыхание, обезопасит ваш голос от различных травм и дискомфорта, поможет исполнять высокие ноты и усилить мощность голоса.

Следующий, шестой, совет: намного большего результата вы достигнете, если будете тратить время не на сложные упражнения, а на работу в реальной жизни с песней.

Седьмой совет: в качестве упражнения меняйте тональность в своих песнях. Но только в том случае, когда фрагмент песни исполнен идеально в своей тональности и троекратно закреплен. Концентрируйтесь на качестве.

Восьмой важный момент связан с тем, сколько нужно тренироваться. К этому вопросу нужно подходить каждому вокалисту индивидуально и зависит от того, как долго именно вы можете концентрироваться на определенной задаче. И как долго вы можете петь энергично, иметь силы, которые требует конкретный звук.

Девятый совет: тренируйтесь вместе с другими вокалистами. Помогайте друг другу, имейте приятное время общения, слушайте друг друга и помните, что никто не может знать лучше вас, комфортен звук, который вы исполняете или нет.

Но что делать, если звук для вас комфортен, но он вам абсолютно не нравится?

Да, так бывает, что человеку не нравится свой голос, особенно в записи, на видео. Есть 2 варианта: смириться с этим: понять, что это ваш объективный звук – или изменить тембр голоса.

Помните, что тот тембр вашего голоса, который слышите вы, не тождественен тому, который слышат окружающие вас люди. Объективный звук тот, который мы слышим с помощью записывающего устройства.

Приятная новость для тех, кому этот звук не нравится: тембр можно поменять. Ведь это всего лишь определенная совокупность привычек и позиций, которые можно изменить.  

И если ваш вокальный прогресс идет не так быстро, как вы бы этого хотели, не отчаивайтесь. Путь обучения и результат у каждого свой, индивидуальный. Умение слышать, повторять услышанную мелодию, музыкальная память, чувство ритма, как и умение менять окраску звука, – все это развивается.

Помните, вдумчивые и качественные самостоятельные занятия, подкрепленные советами грамотного педагога, позволят вам обрести тот голос, о котором вы мечтаете! Успехов вам!