Сегодня вашему вниманию предлагаю перевод статьи из американского научного журнала о голосе и пении.
⠀
«Многие преподаватели пения обучают студентов так же, как и они сами когда-то были тренированы. Модель «мастер / ученик» хорошо зарекомендовала себя на протяжении веков, особенно она эффективна для тех учеников, чьи голоса похожи на голоса их педагогов. Но когда учителя сталкиваются с другим типом голоса (не говоря уже о растущей потребности в обучении современным стилям пения наряду с классической техникой), эта модель не является оптимальной.
⠀
У нас многовековые богатые педагогические традиции, но нежелание учиться на достижениях науки замедлило прогресс в нашей области. Как мы можем опираться на наши богатые традиции, а также смотреть вперед в своей практике? Мы считаем, что наука предлагает нам инструменты для обогащения наших традиций, но эти инструменты не лишены трудностей и противоречий.
⠀
Педагоги вокала, которые относятся к науке с долей скептицизма, спрашивают: «Чем это полезно?» Даже преподаватели вокала, проявляющие интерес к науке, справедливо спрашивают: «В чем практическое применение науки о голосе?» и «Где я могу легко и недорого найти эти инструменты?» Этот последний вопрос очень важен, так как многие учителя вокала приравнивают науку о голосе к дорогостоящему лабораторному оборудованию, которое требует глубоких знаний физики и акустики.
⠀
Даже те педагоги, которые хотят продолжить обучение в области научной вокальной педагогики, могут не иметь базового опыта или ресурсов времени или денег для этого. Учитывая эти ограничения, неудивительно, что наука продолжает играть ограниченную роль в обучении с помощью голоса, что весьма прискорбно, особенно с учетом великих научных достижений последних тридцати лет.
Учителя, исповедующие то, что можно назвать «научно-обоснованной» педагогикой, считают, что обучение пению должно основываться на фактах, а не на выдумках. К счастью, наиболее полезные для певцов физические факты (такие как расположение и функции некогда мифической диафрагмы) не только бесспорны, но теперь и более доступны, чем когда-либо прежде, благодаря Интернету.
Научно-ориентированная голосовая педагогика – это развивающаяся область, как и сама голосовая наука. Истоки обоих обычно относят к тому историческому моменту, когда знаменитый испанский педагог Мануэль Гарсия II (1805-1906) раздобыл два стоматических зеркала, вставил одно вокалисту в рот, а другое направил под нужным углом, чтобы поймать луч солнечного света, открывающий чудо человеческих голосовых складок.
Впоследствии он опубликовал результаты в своей статье «Физиологические наблюдения за человеческим голосом» в Трудах Лондонского королевского общества в 1855 году. Публикация Гарсиа навсегда установила альтернативный научный путь в мире элитного вокализма, который установил физиологию гортани, как первый столп науки о голосе.
Как пояснил музыковед и певец Джеймс Старк, Гарсиа поляризировал всю область всю область вокальной педагогики своим введением ларингоскопа и своими теориями.
Вокальная педагогика Гарсиа стала предметом заботы не только учителей традиционного голоса, но также ученых и врачей. Интерес к науке о голосе среди педагогов рос на протяжении всего двадцатого века. Открытие шведским ученым-вокалистом Йоханом Сундбергом «форманты певца» (особый резонансный кластер, который используют певцы, позволяя им быть услышанными в сопровождении оркестра) прочно утвердил акустику в качестве второго столпа науки о голосе.
Однако педагогика занимается не только тем, что знают учителя, но и тем, как учатся студенты. Парадоксально, что до недавнего времени человеческий разум, система доставки и приемник информации, отсутствовали в наукоемкой педагогике голоса. Вопрос о том, как именно люди учатся, является важнейшим вопросом когнитивной науки. Таким образом, когнитивная наука должна стать третьей опорой научно-обоснованной педагогики голоса. Несмотря на обилие научных фактов (физилогических, акустических, когнитивных), не все такие факты легко усваиваются и применяются без особых усилий.
Авторы надеются, что эта серия статей откроет путь к «научно-обоснованной педагогике голоса» и ее практическому применению в вокальной студии. В конце концов, наука предназначена не только для исключительной группы певцов, обученных науке. Наука для всех нас. По словам доктора Скотта Маккой, «наука никогда не заменит искусство пения и обучения. Но она может информировать искусство, позволяя певцам выступать с оптимальной красотой и вокальной эффективностью с помощью техники, основанной на фактах, а не на принятии желаемого за действительное».
Что такое технология? Самое простое определение – это «набор инструментов». Тем не менее, большинство людей пришли к выводу, что технологии обязательно должны быть цифровыми или электронными. Эта первоначальная статья получила название «Стратегии без использования технологий», потому что представленные инструменты не требуют более продвинутой технологии, чем устаревшие бумага и ручка, хотя при желании можно использовать электронные форматы».
Авторы: David Meyer and Lynn Helding
Перевод: Юлия Петерс
Это первая часть большой статьи, которая раскрывает проблемы вокальной педагогики на современном этапе. Далее буду представлены следующие научно-обоснованные стратегии обучения пению:
Авторы предлагают очень интересные инструменты для эффективной работы с вокалистами. Это большой труд – переводить и размещать материал. Но уверенна, моя работа того стоит. Давайте вместе делать вокальную педагогику эффективной и современной.