Блог – Healthy voice

Блог

Музыкальное развитие ребенка

Для чего нужно учить детей музыки? Многие родители, чьи дети не обладают ярко выраженным музыкальным талантом, не желают тратить время и деньги на бесполезные занятия. Однако, музыкальные занятия, особенно начатые в раннем возрасте, имеют более глубокие и долгосрочные положительные последствия.

По мнению ученого Татьяны Черниговской, занятия музыкой – это особенный тип мозговой деятельности. Они ускоряют и активизируют работу мозга, а также улучшают качества нейронной сети, обеспечивают лучшую пластичность мозга, влияют на состояние мозга в пожилом возрасте, в частности – при восприятии устной речи, которая ухудшается с возрастом.

Как же организовать занятия?

Борис Михайлович Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» выделяет три вида музыкальной деятельности: слушание музыки, исполнение музыки и сочинение музыки.

Все они взаимосвязанны и позволяют ребёнку развиваться естественно и гармонично.

Эксперты в области детского развития сходятся во мнении, что прослушивание музыки развивает у детей навыки слушания, а также помогает им преодолевать трудности в обучении.

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте происходит развитие всех сенсорных и моторных органов: зрения, слуха, осязания, мышечного аппарата — причем одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

Пение развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких и помогает бороться с некоторыми заболеваниями. Например, заниматься пением советуют астматикам. Известны случаи, когда после нескольких лет занятий музыкой астма отступала. Занятия пением используют и как средство лечения легких форм заикания. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается.

Кроме всего прочего, занятия музыкой могут вызвать у ребенка ощущение достижения, а также повысить его самооценку. Также ребенок может развить уверенность в себе, настойчивость в преодолении трудностей с обучением, самодисциплину и так далее.

И самое главное, что начать занятия в самом раннем возрасте вы можете сами.

Дам несколько советов:

  • Пойте ребенку колыбельные. У младенцев это не только формирует эмоциональную привязанность к маме, но и способствует развитию языковых навыков. А когда ребёнок подрастёт, вы можете петь вместе с ним.
  • Играйте в музыкальные игры. Существует достаточно известная методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой». Ее легко найти в интернете (вместе с сопровождающими музыкальными файлами). Простые и забавные музыкальные игры будут интересны и вашему малышу и вам!
  • Танцуйте с ребенком.  Это поможет сформировать чувство ритма и координацию.
  • Слушайте музыку вместе с ребенком. В настоящее время существует множество произведений для детей, как современных композиторов, так и композиторов-классиков. Составьте свой плейлист для домашнего слушания музыки и вечером перед сном, или в другое свободное время, слушайте с ребенком по одному произведению.
  • Слушание музыки должно быть активным и осознанным. Спрашивайте у ребенка, что он представлял, когда слушал музыкальное произведение, благодаря чему у него сложилось такое представление (веселая, быстрая, задорная музыка, или, наоборот, грустная и медленная). Кстати нам, взрослым, эта форма работы тоже полезна, ведь мы не так часто пользуемся своим воображением.
  • Ходите вместе с ребенком на концерты. Это хороший способ привнести что-то новое в ваш семейный досуг, создать семейные традиции и укрепить отношения. Ходите на концерты как классической, так и современной музыки и делитесь впечатлениями!
  • Учитесь играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком. Ваши занятия могут послужить хорошим примером для ребенка. Вы можете играть с ребенком в дуэте, и такие занятия могут стать вашим общим хобби.

Не забывайте, что основы музыкального воспитания закладываются в самом раннем возрасте: слушайте хорошую музыку сами и приучайте к ней своих детей!

Good News (cover) в исполнении Анастасии Жучковой

Прекрасная песня Good News в исполнении моей ученицы Анастасии Жучковой. У Насти потрясающие вокальные данные, красивый голос и большущий диапазон. Этот кавер звучит в ее исполнении легко и интересно.

А как вам исполнение моей ученицы?

Крылья (кавер) в исполнении Дарьи Азнаевой

Песню Крылья (Wings) Полина Богусевич исполнила на вокальном конкурсе Детское Евровидение в качестве участника от России в 2017 году.

Вместе с моей ученицей Дарьей Азнаевой мы подготовили кавер этой песни. Как и большинство моих учеников, Даша является победителем и призером многих международных вокальных конкурсов. У Даши очень красивый звонкий голос, возможности которого вы можете услышать в этой песне.

Как вам исполнение моей ученицы?

Клип Опера 2 в исполнении Дарьи Задорожной (Cover Vitas Opera 2)

Знаменитая песня Витаса «Опера 2» в исполнении моей юной ученицы Дарьи Задорожной. Детский голос в этой песне звучит не менее интересно. Здесь Даше всего 10 лет, но все высокие ноты ей под силу. И клип получился очень атмосферным, на мой взгляд.

А как вам это видео?

I feel good (cover) в исполнении Ярославы Босовой

С песней “I feel good” моя ученица Ярослава Босова заняла 1 место на международном музыкальном конкурсе в Молдавии. Я безумно горжусь Ярославой, её умениям и талантом. Девочка легко и виртуозно берет высокие ноты.

Human (cover) в исполнении Юлии Файзуллиной

Я очень люблю этот толстый, низкий голос Юли, с характерным узнаваемым тембром. Любая песня в её исполнении становится уникальной. Собственный уникальный стиль – то, чего не могут добиться годами многие исполнители, но у Юли он определенно есть. И песня Human очень подходит для её прекрасного низкого голоса.

В вокальном обучении я стараюсь подчеркнуть индивидуальность каждого студента, не навязывать ему манеру пения. Петь можно в разных жанрах. Каждый мой ученик может выдавать своим голосом разные выкрутасы, причем сохраняя здоровье голоса. Я обожаю это творчество. И по-настоящему наслаждаюсь нашими результатами.

Русь (кавер) в исполнении Ярославы Босовой

Моя юная ученица Ярослава Босова исполняет патриотическую песню “Русь”. Несмотря на свой возраст, у девочки уже очень сильный и красивый голос, а слова песни не могут оставить равнодушными.

Say something (cover) в исполнении Ангелины Босовой

Эту песню хочется переслушивать снова и снова. Она завораживает. Красивая музыка, трогательные слова и прекрасный голос исполнительницы!

Здесь Ангелине всего 17 лет, но как она смогла прочувствовать эту песню, как она красиво поет! Каждый раз наслаждаюсь её эмоциональной подачей и радуюсь, что могу работать с такой драгоценностью. А вас тронула эта песня, голос Ангелины?

О методе CVT

Я общалась со многими российскими выпускниками-вокалистами разных поколений, которые закончив профессиональные учебные оставались неудовлетворенными качеством своего вокального мастерства.

Почему так происходит? По моему скромному мнению, проблема в отсутствии реально работающих и полезных для здоровья вокальных методов у педагогов и гонка за выполнением планов и программ ради итоговой аттестации.

Я сама много лет искала решение этой проблемы и увидела в его методе Complete Vocal Technique (CVT).

В чем отличие CVT от традиционного отечественного метода преподавания?

В CVT у преподавателей «нет своего собственного вкуса», то есть, не зависимо от того стиля, в котором я люблю и предпочитаю петь, я должна научить вас петь так, как вы этого хотите.

Когда мы начинаем заниматься на практике, первый вопрос, который задает педагог CVT своему ученику: «что ты хочешь изменить в своем звуке? Какая проблема тебя беспокоит?».

Это переворачивает все традиционное вокальное обучение. И если вы хотите подходить к вокалу со стороны решения конкретной вашей проблемы, то преподаватель CVT знает, как это исправить и решить. Если вы готовы менять себя и сосредоточенно работать, то даже первые 10 минут занятия совершат переворот в вашей вокальной технике. Потому что методы приносят мгновенный результат. 

Еще немного о методе

Метод Complete Vocal Technique появился около 30 лет назад в результате многолетних исследований вокального педагога и певицы Cathrine Sadolin во главе с фониатром – доктором Julian McGlashan. Катрин имеет более чем 30-летний опыт работы в качестве певицы, учителя пения, писателя и исследователя в Копенгагене, Дания. Джулиан МакГлашан был ларингологом-консультантом и хирургом головы и шеи, работая в многопрофильной команде с 1996 года в Ноттингеме, Великобритания. Катрин Садолин и Джулиан МакГлашан сотрудничают с 2006 года, проводя исследования певческого голоса.

Благодаря этим поискам, совместно с исследователями, фониаторами, появилась целая система, благодаря которой возможно научиться петь здоровым способом любой известный человеку звук: от классики до экстремального рока. Был исследован каждый возможный звук человеческого голоса. С помощью ларингоскопа команда исследователей слушала звуки, наблюдала за происходящим в гортани, за состоянием голосовых складок и форме внутри гортани во время исполнения того или иного режима, эффекта.

Уникальность метода заключается в его понятной структуре: вокалист, умело пользующийся системой метода может все двери в мир музыки и извлечь любой желаемый звук здоровым способом. В CVT  у каждого звука есть четкое обозначение, название и человек знает, что и в какой момент ему надо сделать для достижения этого звука.

О режимах

Названия, которые нам известны, как Neutral, Curbing, Overdrive, Edge – это имена, которые дала Кэтрин режимам в результате этих исследований. Каждое название не случайно, в них отражается характер звука.  при использовании в различных комбинациях они охватывают все музыкальные стили от классики до тяжелого рока.

  • Neutral: неметаллический режим, разновидность мягкого звука.
  • Curbing: это уменьшенный металлический режим со сдержанным характером.
  • Overdrive: полностью металлический режим с чистым, светлым и кричащим характером.
  • Edge: полностью металлическим режимом с четким, пронзительным и резким характером. В нем много отчетливого твэнга.

У каждого из нас есть все эти 4 режима. Некоторые используют определенные режимы больше, чем другие, но у всех нас они есть. Возможно, вы не работали с некоторыми режимами в течение длительного времени и вам может казаться, что этот режим исчез из голоса или или его у вас просто нет, но это не так! Режимы всегда остаются и могут быть натренированы, если мы хотим использовать их.

Практически ни одна песня не поется одним конкретным режимом. В большинстве случаев мы чередуем их, и именно это создает наш уникальный неповторимый стиль.

Каждый из них имеет свои преимущества, недостатки и ограничения. Например, Overdrive нельзя пользоваться в верхнем участке диапазона (женским голосам выше ре 2 октавы), это опасно для здоровья голоса. Если вы хотим спеть мощно-громко, нам не следует выбирать Neutral или Curbing. К тому же, женские и мужские голоса имеют индивидуальные ограничения использования режимов по диапазону.

Для чего нам нужно знать эти режимы?

У каждого режима есть свои правила, они специфичны. И когда мы подчиняемся им, мы можем петь все, что нам захочется. Если мы им не подчиняемся, то попадаем в неприятности.

Каждый вокальный режим очень разнообразен, с богатой палитрой красок. Для того, чтобы получить полную картину, что такое вокальный режим и научиться их исполнять, нужно учиться, а я с радостью помогу вам в этом.

Как вас учили и учат петь?

Сегодня вашему вниманию предлагаю перевод статьи из американского научного журнала о голосе и пении.

«Многие преподаватели пения обучают студентов так же, как и они сами когда-то были тренированы. Модель «мастер / ученик» хорошо зарекомендовала себя на протяжении веков, особенно она эффективна для тех учеников, чьи голоса похожи на голоса их педагогов. Но когда учителя сталкиваются с другим типом голоса (не говоря уже о растущей потребности в обучении современным стилям пения наряду с классической техникой), эта модель не является оптимальной.

У нас многовековые богатые педагогические традиции, но нежелание учиться на достижениях науки замедлило прогресс в нашей области. Как мы можем опираться на наши богатые традиции, а также смотреть вперед в своей практике? Мы считаем, что наука предлагает нам инструменты для обогащения наших традиций, но эти инструменты не лишены трудностей и противоречий.

Педагоги вокала, которые относятся к науке с долей скептицизма, спрашивают: «Чем это полезно?» Даже преподаватели вокала, проявляющие интерес к науке, справедливо спрашивают: «В чем практическое применение науки о голосе?» и «Где я могу легко и недорого найти эти инструменты?» Этот последний вопрос очень важен, так как многие учителя вокала приравнивают науку о голосе к дорогостоящему лабораторному оборудованию, которое требует глубоких знаний физики и акустики.

Даже те педагоги, которые хотят продолжить обучение в области научной вокальной педагогики, могут не иметь базового опыта или ресурсов времени или денег для этого. Учитывая эти ограничения, неудивительно, что наука продолжает играть ограниченную роль в обучении с помощью голоса, что весьма прискорбно, особенно с учетом великих научных достижений последних тридцати лет.

Учителя, исповедующие то, что можно назвать «научно-обоснованной» педагогикой, считают, что обучение пению должно основываться на фактах, а не на выдумках. К счастью, наиболее полезные для певцов физические факты (такие как расположение и функции некогда мифической диафрагмы) не только бесспорны, но теперь и более доступны, чем когда-либо прежде, благодаря Интернету.

Научно-ориентированная голосовая педагогика – это развивающаяся область, как и сама голосовая наука. Истоки обоих обычно относят к тому историческому моменту, когда знаменитый испанский педагог Мануэль Гарсия II (1805-1906) раздобыл два стоматических зеркала, вставил одно вокалисту в рот, а другое направил под нужным углом, чтобы поймать луч солнечного света, открывающий чудо человеческих голосовых складок.

Впоследствии он опубликовал результаты в своей статье «Физиологические наблюдения за человеческим голосом» в Трудах Лондонского королевского общества в 1855 году. Публикация Гарсиа навсегда установила альтернативный научный путь в мире элитного вокализма, который установил физиологию гортани, как первый столп науки о голосе.

Как пояснил музыковед и певец Джеймс Старк, Гарсиа поляризировал всю область всю область вокальной педагогики своим введением ларингоскопа и своими теориями.

Вокальная педагогика Гарсиа стала предметом заботы не только учителей традиционного голоса, но также ученых и врачей. Интерес к науке о голосе среди педагогов рос на протяжении всего двадцатого века. Открытие шведским ученым-вокалистом Йоханом Сундбергом «форманты певца» (особый резонансный кластер, который используют певцы, позволяя им быть услышанными в сопровождении оркестра) прочно утвердил акустику в качестве второго столпа науки о голосе.

Однако педагогика занимается не только тем, что знают учителя, но и тем, как учатся студенты. Парадоксально, что до недавнего времени человеческий разум, система доставки и приемник информации, отсутствовали в наукоемкой педагогике голоса. Вопрос о том, как именно люди учатся, является важнейшим вопросом когнитивной науки. Таким образом, когнитивная наука должна стать третьей опорой научно-обоснованной педагогики голоса. Несмотря на обилие научных фактов (физилогических, акустических, когнитивных), не все такие факты легко усваиваются и применяются без особых усилий.

Авторы надеются, что эта серия статей откроет путь к «научно-обоснованной педагогике голоса» и ее практическому применению в вокальной студии. В конце концов, наука предназначена не только для исключительной группы певцов, обученных науке. Наука для всех нас. По словам доктора Скотта Маккой, «наука никогда не заменит искусство пения и обучения. Но она может информировать искусство, позволяя певцам выступать с оптимальной красотой и вокальной эффективностью с помощью техники, основанной на фактах, а не на принятии желаемого за действительное».

Что такое технология? Самое простое определение – это «набор инструментов». Тем не менее, большинство людей пришли к выводу, что технологии обязательно должны быть цифровыми или электронными. Эта первоначальная статья получила название «Стратегии без использования технологий», потому что представленные инструменты не требуют более продвинутой технологии, чем устаревшие бумага и ручка, хотя при желании можно использовать электронные форматы».

Авторы: David Meyer and Lynn Helding    

Перевод: Юлия Петерс

Это первая часть большой статьи, которая раскрывает проблемы вокальной педагогики на современном этапе. Далее буду представлены следующие научно-обоснованные стратегии обучения пению:

  1. Мотивационное общение с учениками на занятиях;
  2. Постановка целей обучения;
  3. Ведение журнала (описание вокального прогресса и своих наблюдений от занятий).

Авторы предлагают очень интересные инструменты для эффективной работы с вокалистами. Это большой труд – переводить и размещать материал. Но уверенна, моя работа того стоит. Давайте вместе делать вокальную педагогику эффективной и современной.