Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, любительское пение) и «поставленным (сценическая речь, пение обученного вокалиста). Каждый здоровый человек обладает голосом, и каждый при правильном подходе и методике обучения имеет петь. Однако это не значит, что все обученные певцы звучат одинаково. У каждого из нас есть свой особенный тембр, объем и краски голоса, – они индивидуальны.
Что же отличает человеческий голос?
Высота голоса. Она зависит от числа колебания голосовых связок в секунду, а также величины голосовых связок (длины и толщины). Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот. Например, у баса (низкого мужского голоса) – от 81 колебания в секунду, а у сопрано (высокого женского голоса) они могут достигать 1304 колебаний.
Сила голоса. Она определяется размахом (амплитудой) колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее голос.
Тембр голоса. Зависит от присоединения к основному тону обертонов и особенностей строения связок человека.
В зависимости от данных характеристик певческие голоса – и женские и мужские – делят на низкие, средние и высокие.
В ранние периоды развития вокального искусства классификация певческих голосов была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов — та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах.
По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос — баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп.
На сегодняшнее время наиболее популярная классификация выглядит так:
Женские голоса:
Сопрано. Высокий женский голос: от «до» 1 октавы до «до» 3 октавы.
Меццо-сопрано. Средний женский голос: от «ля» малой октавы до «ля» 2 октавы.
Контральто. Низкий женский голос: от «фа» малой октавы до «фа» 2 октавы.
Мужские голоса:
Тенор. Высокий мужской голос: от «до» малой октавы до «до» 2 октавы.
Баритон. Средний мужской голос: от «ля» большой октавы до «ля» 1 октавы.
Бас. Низкий мужской голос: от «фа» большой октавы до «фа» 1 октавы.
Промежуточные голоса
Конечно, вышеприведенные категории – это очень усредненная классификация.
Исходя из тембра выделяют:
Меццо-сопрано — женский голос грудного темного, теплого тембра (партия Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе, Ольга из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского). Некоторые меццо-сопрано удачно справляются с мужскими ролями, написанными для низкого женского голоса (Лель из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова). Реже меццо-сопрано также делят на колоратурное, лирическое и драматическое.
Контральто — самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Многие считают его разновидностью меццо-сопрано.
В немецкой системе дополнительно выделяют сопрано-субретка, которое относится как к подтипу голоса, так и к амплуа. Это дерзкие, кокетливые героини со «сладкими», яркими голосами («Сюзанна» из «Свадьбы Фигаро» Моцарта).
В итальянской романтической традиции Верди и Пуччини выделяют сопрано-спинто. Эти роли требуют легких блестящих нот лирического сопрано, но с большим весом в момент кульминации.
Теноровая группа:
Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического. Предназначен для исполнения небольших «специфических» партий, содержащих ряд островыразительных штрихов.
Иногда выделяют героический (вагнеровский тенор), подразумевая голос, с большей силой звука, чем у драматического тенора, необходимый для исполнения героических арий в операх Вагнера.
Баритоновая группа:
Басовая группа:
В итальянской традиции выделяют бас-буффо. Это забавные, комические персонажи. Это партии с обширными требованиями: пение «скороговоркой», владение искусством речитатива (Дон Маньифико из «Золушки» Россини).
SOPRANOS
MEZZO SOPRANOS
ALTOS:
TENORS:
BARITONES:
BASSES:
Если вы всерьез решили определить свой тип голоса, это можно сделать. Но нужно помнить, что данная классификация больше актуальна для академической музыки, чем для эстрады. И в целом, на сегодняшний день в эстрадном пении больше используются определения «высокий голос» / «низкий голос», чем приведенные в классификации выше. Поэтому если вы академический певец, или собираетесь им стать, то определение голоса для вас необходимо, ведь каждая оперная партия написана для определенного типа голоса.
Если вы занимаетесь «для себя» или планируете развиваться в эстрадном пении, то определить свой тип голоса можно, но не обязательно. Одним из «подводных камней» тут может возникнуть самоограничение. Например, вы думаете, что ваш тип голоса – контральто, а значит вы не можете исполнять звуки выше «фа» 2 октавы. На самом деле, это не так. Не бойтесь. Помните, если тот звук, который вы издаете, комфортен для вас, и не имеет научно-обоснованных ограничений (например, ограничения в режимах по CVT), то вы можете свободно исполнять его.
Ваш голос можно и нужно развивать. При постоянной и грамотной тренировке, здоровый человеческий голос может достигнуть диапазона в 3 октавы!
Помните, мы можем развивать и основные характеристики вашего голоса – его силу, высоту и тембр. Главное, знать, в каком направлении вы хотите двигаться и как этого достигнуть, иметь безопасную, работающую методику. Не бойтесь экспериментировать, узнавайте больше о возможностях своего голоса и его красках.
Успехов вам!